Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм во время правления Николая I


Общественное движение в эпоху Николая I

Общественное движение в эпоху Николая I развивалось по трем идейным направлениям.

Консервативное — теория «официальной народности». В основу ее была положена «триединая» формула российской жизни: «православие, самодержавие, народность».

Этот незыблемый фундамент отличал Россию, как от Запада, так и от Востока и был призван предохранить страну от революционных катаклизмов. Авторы — С.С. Уваров, С.П. Шевырев, М.П. Погодин.

Появились два либеральных течения — западники и славянофилы. И те и другие осуждали крепостничество как проявление несовершенства России и искали пути модернизации существующего строя. Однако их подход к прошлому и будущему был противоположен.

Славянофилы (А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, Д. Валуев и др.) считали необходимым вернуться к идеологии допетровской Руси — патриархальности, истинной православной вере.

Западники (К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, Н.П. Панаев и др.) считали, что в России должен развиваться порядок жизни, принятый в странах Запада.

В 1840-х гг., отколовшись от западников, оформилось радикальное революционно-демократическое течение. Это кружок А.И. Герцена — Н.П. Огарева, развивавший идеи русскою утопического социализма; кружок М.В. Петрашевского (Ф.М. Достоевский, А.И. Майков, А.Н. Плещеев, М.Е. Салтыков); кружок братьев Критских; кружок Н.В. Станкевича (М.Л. Бакунин, В.П. Боткин, В.Г. Белинский, М.Н. Катков, Ю.Ф. Самарин).