Культура России конца XIX -начала XX в.: Серебряный век


Наука

Существенный вклад в развитие русской науки внесли ученые:

В.А. Стеклов исследовал теории упругости и гидродинамики.
А.Н. Крылов прославился в области кораблестроения.

Е.Е. Котельников изобрел первый ранцевый парашют.
И.В. Мещерский изучал проблемы реактивной техники и небесной механики.
П.Н. Лебедев открыл закон светового давления.
Н.Н. Бекетов работал в области физической химии.

Н.Е. Жуковский — создатель гидро- и аэромеханики.
Н.И. Вавилов был ботаником-растениеводом и генетиком.
И.В. Мичурин — выдающийся селекционер.
Г.Я. Седов осуществил экспедицию на Северный полюс (1912).
Выдающимися религиозными философами были И.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, братья Трубецкие.

Литература

По-прежнему столпами русской литературы оставались Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. В этот период творили М.А. Горький, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Символистами были К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, А.А. Блок, Д.С. Мережковский.

Акмеизм представляли П.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам.

Футуристы — В.В. Хлебников, Н.Н. Асеев, И.В. Северянин, В.В. Маяковский. Б.Л. Пастернак. Н. А. Клюев, С.Л. Есенин вошли в историю как крестьянские поэты.

Архитектура. В этот период в России господствовали модерн — архитектурно-художественный стиль, сочетавший новые технико-конструктивные средства и приемы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества и гармоничности, неоклассицизм и неорусский стиль — иногда называемый неоромантизмом.

В неорусском стиле построены вокзалы в Москве: Ярославский — Ф.О. Шехтелем (1902-1904), Казанский — А.В. Щусевым (1913-1926).

В стиле неоклассицизма — мастерские Строгановского училища — архитектором А.В. Кузнецовым, Доходный дом Маркова на Каменноостровском проспекте в Петербурге — архитектором В.А. Щуко.

«Модерн» был широко представлен в Москве в творчестве Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, В.Д. Адамовича, Н.И. Ноздеева.

Художественные течения

Возникло множество художественных течений. Развивается импрессионизм — направление в искусстве, отмеченное стремлением наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолетные впечатления художника.

Импрессионистами были К.А. Коровин, А.Е. Архипов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин, А.А. Мурашко, Н.В. Мещерин. Данное направление развивали художники выставочного объединения «Союз русских художников» (1903).

В стиле реализм писал В.А. Серов, хотя «Девочка с персиками» написана в стиле импрессионизм.

Символистами были М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов.

Основателями объединения художников «Мир искусства» (1898-1924) стали петербургский художник А.Н. Бенуа и театральный деятель С.П. Дягилев.

Эти художники стремились к модерну и символизму. В состав объединения входили Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, С.В. Чехонин. Б.М. Кустодиев, А.Я. Головин.

Объединение «Голубая роза», в котором состояли художники-символисты П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян. Н.П. Сапунов, Н.П. Рябушинский. С.Ю. Судейкин, Н.П. Крымов, братья Н.Д. и В.Д. Милиоти, К.С. Петров-Водкин, получило название от одноименной выставки в Москве (1907).

Художники объединения «Бубновый валет» (1911-1917) обратились к эстетике постимпрессионизма, кубизма, фовизма. Состав: П.П. Кончаловский. И.И. Машков, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк, A. Л. Осмеркин, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, B.В. Кандинский, К.С. Малевич.

Вскоре от этого объединения откололся ряд художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму, абстракционизму. Они открыли выставку «Ослиный хвост» (1912). Состав: М.Ф. Ларионов, К.С. Малевич, Н.С. Гончарова.