Культура России XVIII -первой половины XIX в.


Усложнение городской жизни предъявляло новые требования к науке и образованию.

Были открыты артиллерийская, навигацкая, инженерная, медицинская, математическая школы. Появились первые учебники: «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого.

Основаны Российская Академия наук (1725), Сухопутный шляхетский корпус (1732), Пажеский корпус (1759), Смольный институт благородных девиц (1764), Царскосельский лицей (1811), Академия художеств (1757), Балетная школа. Московский университет (1755).

Ученые этого времени: М.В. Ломоносов, историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин (История государства Российского); Н.И. Лобачевский (неэвклидова геометрия); В.В. Петров и Б.С. Якоби (электродвигатель постоянного тока); П.Н. Зинин (органическая химия).

Первооткрыватели: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (открытие Антарктиды), И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский (кругосветное путешествие).

В эту эпоху были изобретены паровая машина (И.И. Ползунов), оптический телеграф (И.П. Кулибин).

Литеразура. Издаются журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек».

Появляются разные культурные направления. Барокко (конец XVII — середина XVIII в.) представлено произведениями поэта Симеона Полоцкого. Классицизм (конец XVIII — первая половина XIX в.) развивают поэты А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, публицист Феофан Прокопович.

Направление сентиментализм (вторая половина XVIII — начало XIX в.) представлено произведениями Л.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Становление романтизма (конец XVIII — первая половина XIX в.) связано с творчеством В.А. Жуковского, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского. В последней трети XVIII в. начал складываться реализм: Д.И. Фонвизин («Недоросль»), Г.Р. Державин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь.

Архитектура. В первой четверти XVIII в. русская архитектура, как и искусство в целом, приобрела отчетливо светский характер.

При Петре I Д. Трезини построил Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец.

Мастером барокко был Ф.Б. Растрелли (Зимний дворец, Смольный собор в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе). Классицизм представляют В.И. Баженов (усадьба Царицыно, дом Пашкова), А.Ф. Кокоринов (Академия художеств), М.Ф. Казаков (Московский университет), И.Е. Старов (Таврический дворец), Д. Кваренги (Эрмитажный театр, Академия наук).

Внешний облик Москвы в петровское время подвергся некоторым изменениям. Появились новые сооружения промышленного, административного, учебного назначения: церковь Архангела Гавриила «что на Чистом пруду» (так называемая Меншикова башня, И.П. Зарудный).

В первой половине XIX в. наиболее существенной чертой русского искусства является высокая форма синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. В этот период развивается «высокий», «зрелый» классицизм, или ампир.

В начале ХIХ в. русские зодчие воплотили идею величия России: А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге); Тома де Томон (Большой театр в Петербурге); К.И. Росси (Александровский театр в Петербурге); В.П. Стасов (Спасо-Преображенский собор); А.А. Монферран (Исаакиевский собор); К. А. Тон (храм Христа Спасителя).

Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. Реализм представляли И.П. Аргунов (портрет графа Шереметева), Ф.С. Рокотов (парадный портрет Екатерины II), Д.Г. Левицкий (портрет архитектора Кокоринова).

Романтизм нашел выражение в пейзаже: С.Ф. Щедрин («Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера»), К.П. Брюллов («Последний день Помпеи»). Реализм представлен А.Г. Венециановым («На пашне. Весна»), П.А. Федотовым («Анкор, еще анкор!»)

Развивалась монументальная скульптура: М.И. Козловский (статуя Самсона на Большом каскаде в Петергофе), Ф.Ф. Щедрин («Венера», аллегорическая фигура «Нева»), Э.М. Фальконе («Медный всадник»), И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве), П.К. Клодт (памятник Крылову).

Формируется национальная композиторская школа: Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.А. Алябьев.

М.И. Глинка явился создателем опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

А.С. Даргомыжский создал народно-бытовую музыкальную драму «Русалка», оперу «Каменный гость».

Первый профессиональный театр в России был открыт в Ярославле в 1750 г. Ф. Г. Волковым.