Возвышение Москвы. Русская культура во второй половине XIV — XV в.

Татаро-монгольское нашествие и последовавшее вслед за ним иго катастрофически отразились на развитии русской культуры. Зодчество и живопись оживают лишь с конца XIII в. Ведущая роль в искусстве перешла к Твери, Новгороду, Пскову, а со второй половины XIV в. важное значение приобрела Москва.

Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различных памятников стала православная церковь, и особенно монастыри. В середине XIV в. был основан Троице-Сергиев монастырь. Его основатель и игумен — Сергий Радонежский (около 1321 1391).

Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства. Эта идеология в конце XV в. нашла выражение в формуле «Москва — третий Рим, второй Царьград».

В конце XV в. в России появилось два противоборствующих религиозно-политических течения — стяжатели и нестяжатели.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что приобретение собственности несовместимо с монашеством, выступали за конфискацию церковных земель и передачу их народу. Нестяжатели терпимее относились к еретикам.

Стяжатели (или иосифляне) во главе с Иосифом Волоцким отстаивали принцип неприкосновенности церковно-монастырских земель, утверждали божественное происхождение княжеской власти — следовательно, были сторонниками сильной центральной власти, что и обеспечило их победу.

В дальнейшем стяжатели жестоко преследовали нестяжателен, активно содействовали учреждению опричнины.

Возобновившееся летописание освещало исторические события с московских позиций.

Литература представлена житиями святых, другими церковными памятниками литературы, некоторыми крупными произведениями, такими как «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» (автор — Софоний Рязанец), «Хождение» Стефана Новгородца.

В XV в. в литературе развивается новый жанр повесть: например, «Повесть о Меркурии Смоленском»; «Хождение за три моря» (автор — Афанасий Никитин).

В архитектуре постепенно вырабатывался самобытный московский стиль. Каменное строительство в Москве началось во второй четверти XIV в.

При Иване Калите в московском Кремле строятся четыре храма: Успенский (1326) и Архангельский (1333) соборы (не сохранились, были построены вновь при Иване ТП), церкви Ивана Лествичника (1329) и Спаса на Бору (1330). При Дмитрии Донском возводятся белокаменные укрепления московского Кремля (1367).

В Троице-Сергиевском монастыре построен Троицкий собор (1422), псковскими мастерами возведена Духовская церковь (1476).

К 60-м тт. XIV в. сложился тип новгородского храма. В таком стиле построены церкви св. Федора Стратилата на Ручье (1360-1361), Успения на Волотовом поле (1352), церковь Спаса на Ильине улице (1374).

Росписью церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде занимался живописец Феофан Грек, родом из Византии. Он творил на рубеже XIV-XV вв. Расписал несколько церквей в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. Его фрески сохранились в церкви Спаса Преображения в Новгороде.

С его именем связана икона «Донская Богоматерь» Московского Благовещенского собора (конец XIV в.). В 1405 г. вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор в Москве.

В XV в. при Иване III в Кремле были выстроены стены и башни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Благовещенский, Архангельский и др.).

В Россию был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор в Москве (1475-1479). В 1487 1491 гг. построена Грановитая палата в Московском кремле (авторы — Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари). Алевиз Новый построил усыпальницу великих князей Архангельский собор (1505-1508).

Храмы расписывал выдающийся иконописец Андрей Рублев. Творчество Андрея Рублева относится к школе московского зодчества первой половины XV в. Он совместно с Даниилом Черным расписал фресками Успенский собор во Владимире (1408). Наиболее известная из икон Рублева — «Троица» — была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевской лавры (между 1408 и 1425).